Бийский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ+7 (3854) 43-22-55
+7-963-507-51-13
ПРИЕМНАЯ ДИРЕКТОРА+7 (3854) 43-22-85
info@bti.secna.ru
Главная / Новости / В БТИ подвели итоги VIII Всероссийского научного конкурса «Необычно. Вкусно. Биотехнологично»

В БТИ подвели итоги VIII Всероссийского научного конкурса «Необычно. Вкусно. Биотехнологично»
9

Студенты и школьники представили инновационные разработки, доказывающие, что наука может быть вкусной и полезной.

13 ноября 2025 года в Бийском технологическом институте (филиале) АлтГТУ им. И.И. Ползунова завершился VIII Всероссийский с международным участием научный конкурс «Необычно. Вкусно. Биотехнологично». Мероприятие, организованное кафедрой биотехнологии, в очередной раз стало площадкой для демонстрации передовых идей в области пищевой биотехнологии, переработки растительного сырья и здорового питания.

География участников в этом году впечатляет: на заочный тур поступил 31 научный проект из Калининграда, Екатеринбурга, Тюмени, Владивостока, Казани, Самары, Кемерово. Активное участие приняли студенты из дружественных стран – Белорусского государственного университета пищевых и химических технологий, Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова и Кыргызского Национального университета им. Жусупа Баласагына.

Наука на тарелке: от бактериальной целлюлозы до ферментированных десертов

Конкурс отличает не только масштаб, но и глубина научной проработки проектов. Участники предлагали реальные биотехнологические решения, направленные на улучшение качества, питательной ценности и безопасности продуктов.

Так, победительница в номинации «Биотехнологичный ингредиент» Татьяна Обрезкова (гр. БТ-31, руководитель проекта к.т.н., доцент Шавыркина Н.А.) представила исследование по использованию бактериальной наноцеллюлозы (БНЦ) в рецептуре «Био-диет-котлет».

«Структура БНЦ, состоящая из тончайших волокон, способна удерживать влагу в гораздо большем объеме, чем традиционный хлеб, – пояснила Татьяна. – Это придает котлетам сочность и нежность. Кроме того, добавление БНЦ позволяет снизить массовую долю жира и калорийность, а также получить продукт без глютена, что важно для людей с целиакией».

В номинации «Чистый крафт» победу одержала Александра Кузьмина (гр. мБТ-41, руководитель проекта д.т.н., профессор Школьникова М.Н.) с проектом «Меренговый рулет с малиной». Его научная новизна – в использовании бета-глюкана.

«Бета-глюкан, добавленный в меренгу и начинку, повышает пищевую ценность десерта, обогащая его пищевыми волокнами, – рассказала Александра. – Он улучшает текстуру и водоудерживающую способность, что позволяет полностью отказаться от синтетических стабилизаторов и крахмала».

Победитель в номинации «Самый оригинальный биопродукт» Алексей Уразов (гр. мБТ-51, руководитель проекта д.т.н., профессор Рожнов Е.Д.) и победительница в номинации «Биопродукт будущего» Дарья Тарабукина (гр. БТ-31, руководитель проекта д.т.н., профессор Школьникова М.Н.) исследовали методы ферментации.

«В результате длительной тепловой обработки луковиц чеснока при температуре более 70 °С, под действием собственных ферментов чеснока запускается ряд биохимических процессов, в результате которых консистенция луковиц становится мягкой, вкус сладковатым с тоном умами, а привычные резкий запах и жгучий вкус исчезают, – отметила Дарья. – Из таких луковиц я приготовила пасту, которую добавила в творожный сыр и горький темный шоколад. Получились очень вкусные бутербродные пасты! В перспективе хочу разработать серию соусов и заправок для вторых блюд, салатов и десертов».

Будущее науки – в школьных классах

Особенностью конкурса «Необычно. Вкусно. Биотехнологично» является его открытость для юных исследователей. Школьники Бийска не просто участвовали, а одержали уверенные победы, доказав, что научный поиск не имеет возрастных границ.

Учащиеся 5 класса МБОУ СОШ №15 Елизавета Грошева и Виктория Ляшкова стали лучшими в номинации «Полезно и вкусно» (руководитель проекта Татьяна Закировна Мартюшева). А их старшие товарищи, девятиклассницы Евгения Ридель и Виктория Григорьева из той же школы, заняли первое и второе места в номинации «Дебют в науке» (руководитель проекта Любовь Юрьевна Сон), предназначенной специально для учащихся общеобразовательных учреждений.

Преемственность поколений и командный дух

Конкурс также отметил тех, кто остается с ним на протяжении многих лет. Специальный приз конкурсной комиссии «За верность традициям конкурса» среди школьников был присужден Александре Воробьевой, ученице 6Г класса МБОУ СОШ №3, которая несмотря на юный возраст является многократным лауреатом конкурса (руководитель – Лариса Михайловна Максименок).

Специальная номинация «За верность традициям конкурса» среди студентов и аспирантов была присуждена Анастасии Зенковой (руководитель д.т.н., Скиба Е.А.), аспирантке ИПХЭТ СО РАН, которая участвовала в конкурсе на протяжении всего периода обучения в БТИ и в этом году была удостоена двух призовых мест.

Ярко проявили себя и первокурсники БТИ. Студенты группы БТ-51 завоевали сразу несколько наград. Командный проект Анастасии Кирилловой и Марии Коваленко был удостоен 1 места в номинации «Полезный фаст-фуд» и 2 места – в номинации «По праздникам нужно или сладкая биотехнология». А их однокурсницы Дарья Диянкова и Анна Ефимкина стали победителями в этой же «сладкой» номинации (научный руководитель обеих команд – старший преподаватель Ливицкая М.Д.)

VIII Всероссийский с международным участием научный конкурс «Необычно. Вкусно. Биотехнологично» наглядно продемонстрировал высокий научно-исследовательский потенциал молодежи и их наставников. Он успешно решает важнейшие задачи: популяризирует направления подготовки «Биотехнология» и «Продукты питания из растительного сырья», пропагандирует принципы здорового питания и повышает престиж научной деятельности, начиная со школьной скамьи.

Поздравляем всех победителей, призеров и их научных руководителей с заслуженными наградами и желаем не останавливаться на достигнутом! Новых идей и ярких научных открытий!

Протокол оценки конкурсных работ (заочный этап)

Протокол оценки конкурсных работ (очный этап)




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями