Трансформационные процессы, охватившие российские вузы, породили немало вопросов относительно многоуровневой системы высшего профессионального образования (ВПО). Доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета, руководитель Центра аналитических исследований БТИ АлтГТУ Лариса МИЛЯЕВА отвечает на вопросы, касающиеся модернизации высшего профессионального образования.
– Сначала расскажу о результатах выборочного анкетного опроса учащихся выпускных классов пяти школ нашего города, проведенного в марте этого года.
– Из 100 опрошенных старшеклассников только 20 ответили, что знают о переходе вузов РФ на многоуровневую систему ВПО; 56 человек выбрали уклончивый вариант ответа; остальные честно признались, что ничего не знают об этом. Более того, из 20 осведомленных лишь 8 верно указали уровни ВПО, еще меньше смогли назвать отличия бакалавриата от магистратуры и специалитета. Парадоксальнее всего то, что все респонденты (примерно треть выпускников 2011 года) собираются штурмовать приемные комиссии вузов. Уже сейчас не смолкают телефоны в приемной комиссии и деканатах института. Потенциальные абитуриенты и их родители задают самые разные вопросы, касающиеся включения российской системы ВПО в Болонский процесс; просят разъяснить специфику бакалавриата, опасаются за будущее трудоустройство детей.
– Какие самые популярные вопросы?
– Многие не понимают, что такое Болонский процесс. Болонским принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и в конечном счете гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. В настоящее время Болонский процесс объединяет более 40 стран, в том числе Россию, присоединившуюся к нему в 2003 году.
В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых будет способствовать единению Европы в области образования: переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат – магистратура); введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражении учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО; повышение мобильности студентов, преподавателей (в идеале каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном); обеспечение необходимого качества высшего образования; взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования; обеспечение автономности вузов.
– Лариса Григорьевна, есть ли в России предпосылки для реализации данных принципов?
– Согласно Закону о высшем профессиональном и послевузовском образовании, в Российской Федерации предусмотрено высшее образование по так называемым направлениям подготовки, под которыми имеется в виду именно двухступенчатое образование: первая ступень – бакалавриат (нормативный срок обучения 4 года), вторая – магистратура (срок обучения 2 года). Наряду с этим существует (и пока количественно преобладает) традиционное для России образование по так называемым специальностям (нормативный срок обучения 5 лет с получением квалификации «дипломированный специалист»); эта система непонятна для большинства стран Европы.
Предпосылкой, способствующей вхождению России в Болонский процесс, можно считать традиционно европейский, а если шире, то интернациональный дух, типичный для российского высшего образования, а также верность принципу неразрывности образования и науки.
– Ваше мнение о преимуществах двухуровневой системы высшего профессионального образования?
– Сейчас знания устаревают очень быстро. Поэтому желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат. Магистратура же предполагает более узкую и глубокую специализацию. Неслучайно магистрант ориентируется преимущественно на научно-исследовательскую или преподавательскую работу.
– Что еще интересует выпускников?
– Можно ли получить степень бакалавра по окончании техникума, на что могу сказать однозначно – нет. В обществе присутствует ошибочное мнение о том, что степень «бакалавр» – это неполноценное или даже незаконченное высшее образование. Ответственно заявляем, что степень «бакалавр» – это полноценное, законченное базовое высшее образование.
Нормативные сроки программы подготовки бакалавра при очной форме обучения 4 года; при заочной – 5 лет. Квалификация (степень бакалавра) присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии. Между прочим, с 31 декабря 2010 года квалификации бакалавра и магистра стали основными квалификациями для поступающих в вузы.
Диплом бакалавра дает право при трудоустройстве занимать те должности, которые предусматривают наличие высшего профессионального образования в соответствии с их квалификационными требованиями. Кроме того, он дает право продолжить обучение в магистратуре. Более всего приближенными к международным стандартам производства являются ЗАО «Алтайвитамины» и ЗАО «Эвалар», давно внедрившие систему GMP, в которой оговорены требования к квалификации сотрудников (высшее образование без указания ступени).
– Могут ли вузы произвольно выбирать направления бакалавриата?
– Нет. При формировании перечня направлений бакалавриата вуз ориентируется на представленную выше законодательную базу и ранее реализуемые специалитеты.
– Сохранится ли специалитет?
– В некоторых сохранится традиционная пятилетняя форма обучения. Дипломы специалистов будут выдавать вузы, где есть «специальности, обеспечивающие безопасность личности и государства». Это, в первую очередь, военные медицинские и инженерные вузы.
Людмила Хвостенко